Перспектива

Проект ""Перспектива" – это подготовка системного решения задач профориентации учащихся старших классов и студентов. 

 

Системное решение состоит из следующих одновременно разрабатываемых направлений:

А) Поэтапное продвижение среди всех «игроков» профориентационного поля единого методологического подхода к организации и ведению профориентационной работы: 
− разъясняются правила игры (научно-методический «ликбез»);
− разрабатываются и реализуются совместные мероприятия, в которых уже заложен нужный подход к решению проблем («ПрофиБудуЯ» и др.);
− предлагаются для совместного использования собственные ресурсы (материально-техническая база, специалисты и т.д.), через которые также транслируется нужный подход.

Б) Создание эффективных методик профориентационной работы (включая методики работы с родителями) и обеспечение ими всех «игроков». При этом к каждой методике применяются следующие требования:
− научная обоснованность; 
− согласованность со ФГОС общего или ФГОС профессионального образования; 
− доказанная в ходе апробирования эффективность; 
− удобность для реализации в рамках основной деятельности вовлекаемых сторон;
− разработанность на основании единого методологического подхода с другими методиками проекта;
− взаимосогласованность и преемственность по содержанию и результатам с другими методиками проекта.

В) Массовая подготовка кадров (в т.ч. волонтёрских профориентационных отрядов школьников и студентов), готовых к самостоятельной реализации предоставляемых методик, методическая поддержка «игроков» в процессе освоения и реализации методик.

Г) Формирование межведомственного организационно-управленческого механизма для планирования и реализации работ по всем вышеозначенным направлениям. 


В настоящий момент в рамках проекта «Перспектива» подготовлена программа элективного курса предпрофильной профориентационной работы с учащимися 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа групповых занятий под руководством педагога. Из них 16 часов отводится на освоение теоретического материала, 18 часов – на его практическую проработку. Предусматривается 14 часов самостоятельной работы учащихся с активным вовлечением в неё родителей. Кроме того, отдельным модулем программы является серия встреч педагога (классного руководителя) с родителями учащихся, организуемых в форме тематических родительских собраний или же в форме специального «профориентационного погружения». 


Программа курса призвана упорядочить профориентационную работу в 9-х классах, придать ей системность, прозрачность для всех участников образовательного процесса, повысить результативность и заложить основу для стандартизации. 


Результатом реализации программы станет выбор и последующая реализация каждым учащимся индивидуальной траектории дальнейшего общего и профессионального образования

Индикаторами результативности реализации программы устанавливается следующее:

− мотивация к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
− эмоционально-волевая и технологическая готовность (способность) к профессиональному самоопределению;
− наличие индивидуального плана действий по вхождению в профессиональную жизнь;
− наличие альтернативных вариантов профессиональной самореализации и альтернативных путей получения профессиональной подготовки; 
− успеваемость по общеобразовательным предметам, выбранным в качестве профильных для построения индивидуальной траектории дальнейшего образования;
− соответствие предварительного и фактического выбора экзаменов государственной аттестации собственному профессиональному выбору и выбору профиля дельнейшего обучения;
− учёт среднего балла аттестата при выборе учебных мест в профессиональных образовательных организациях; 
− соответствие предварительного профессионального выбора факту поступления на соответствующие учебные места в профессиональных образовательных организациях;
− соответствие профессионального выбора собственным долгосрочным жизненным планам;
− общая ориентированность в мире профессий с учётом собственных профессиональных предпочтений;
− осведомлённость о состоянии и тенденциях на рынке труда;
− осведомлённость о состоянии и тенденциях на рынке профессионального образования;
− учёт при профессиональном самоопределении собственных устойчивых познавательных интересов, способностей, доступных ресурсов и имеющихся ограничений.


Другими результатами реализации программы является существенный вклад в достижение 9 личностных и 9 метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы (согласно требованиям ФГОС основного общего образования), а также вклад в достижение 7 предметных результатов  предметной области «Общественно-научные предметы» и 6 предметных результатов  предметной области «Технология». 

При разработке программы учтены особенности развития региональной экономики, включая особенности рынка труда и рынка профессионального образования.

Сроками реализации программы устанавливаются I, II и III четверти учебного года. IV четверть отводится на уточнение учащимися собственных предпрофессиональных и профессиональных выборов. 

Основной идеей программы является сосредоточение усилий педагогов на формировании у учащихся способности к самостоятельному жизненному и профессиональному определению (самоопределению) с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Вместо устаревшего понимания профориентационной работы как суммы работ по профинформированию, профдиагностике и подбору наиболее подходящей профессии, данной программой внедряется понимание профориентационной работы как стимулирования личностного (и психологического) созревания. 


Итогом этого созревания является:

− формирование системных представлений о «взрослой жизни»;
− формирование мотивационной и технологической готовности к действиям по жизненному и профессиональному самоопределению; 
− формирование осознанной стратегии действий по самоопределению;
− самостоятельная разработка и поэтапная реализация плана действий.


 Преимуществом данной программы является:
−    предварительная методическая подготовка педагогов к самостоятельной реализации программы (72 часа); 
−    обеспеченность комплектом методических материалов (рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для педагогов с поурочными план-конспектами, дополнительные информационные материалы, игры);
−    консультационно-методическое сопровождение реализации программы со стороны разработчиков.

Программа методической подготовки педагогов апробирована в 2015-16 учебном году в ходе пилотной реализации элективного курса «Перспектива» на базе 11 общеобразовательных школ г. Тюмени (34 классных руководителя). 
В 2016-17 учебном году в программе методической подготовки примут участие более 80 педагогов из двадцати одной школы Тюмени  и двух школ Тюменского района. А элективный курс освоят около 3000 учащихся общеобразовательных школ.

В ближайших планах развития проекта «Перспектива» - разработка и апробирование профориентационных программ для учащихся 8-х и 10-х классов.

Октябрь

2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11